Администрация сельского поселения
Кандринский сельсовет
муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан

Рекомендации по вопросам реализации налоговыми органами нормативных правовых актов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предусматривающих в период с 1 января по 31 декабря 2020 года (включительно) продление сроков уплаты транспортного налога, налога на имущество организаций и земельного налога (авансовых платежей по налогам)

Федеральным законом «О внесении изменений в части первую и вторуюНалогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»[1] статья 4 Налогового кодекса Российской Федерации[2]дополнена пунктом 4, согласно которому:

– высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе в 2020 году издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в период с 1 января до 31 декабря 2020 года (включительно)[3]продление установленных законодательством субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми актами муниципальных образований о налогах и сборах сроков уплаты региональных и местных налогов (авансовых платежей по налогам) в случае, если указанные сроки не продлены в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Кодекса (в редакции Закона) либо если в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Кодекса (в редакции Закона) предусмотрены более ранние сроки их уплаты;

– в случае, если в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Кодекса (в редакции Закона) сроки уплаты региональных и местных налогов (авансовых платежей по налогам)продлеваются для отдельных категорий налогоплательщиков[4], то при принятии НПА и установлении критериев определения этих категорий учитываются следующие показатели: основные виды экономической деятельности, которые осуществляют налогоплательщики по состоянию на 1 марта 2020 года; данные, содержащиеся в реестрах, ведение которых осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговой или бухгалтерской (финансовой) отчетности;

– в случае определения категорий на основе иных критериев уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует соответствующий перечень налогоплательщиков[5]с указанием их идентификационных номеров, который направляется в налоговый орган по субъекту Российской Федерации[6] в электронной форме.

В целях обеспечения реализации указанных положений рекомендуется учитывать следующее:

  1. Кодексом (часть 2 статьи 356, пункт 1 статьи 363, пункт 1 статьи 383, пункт 1 статьи 397) на налоговый период 2020 года предусмотрены полномочия субъектов Российской Федерации по установлению сроков уплаты транспортного налога налогоплательщиками-организациями, налога на имущество организаций (авансовых платежей по налогам), а также полномочия муниципальных образований (городов федерального значения) по установлению сроков уплаты земельного налога налогоплательщиками-организациями (авансовых платежей по налогу)[7].

Таким образом, НПА не может изменять установленные Кодексом сроки уплаты транспортного и земельного налогов налогоплательщиками-физическими лицами (пункт 1 статьи 363, пункт 1 статьи 397), срок уплаты налога на имущество физических лиц(пункт 1 статьи 409 Кодекса), а также уменьшать продленные Правительством Российской Федерации сроки уплаты авансовых платежей по налогам в случае, если Правительством Российской Федерации будут реализованы соответствующие полномочия, предусмотренные подпунктом 3 пункта 3 статьи 4 Кодекса (в редакции Закона).

  1. НПАможет предусматривать продление сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам)[8], в т.ч.:

в отношении сроков уплаты нескольких или отдельных налогов;

в отношении сроков уплаты авансовых платежей по нескольким или отдельным налогам за все или определенные отчетные периоды (например, только за первый квартал 2020 года);

без указания категорий налогоплательщиков, в отношении которых продлеваются сроки, т.е. для всех налогоплательщиков-организаций;

с указанием категорий налогоплательщиков, в отношении которых продлеваются сроки.

Исходя из пункта 2 Порядка направления информации об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов в электронной форме, утверждённого приказом ФНС России от 22.11.2018 № ММВ-7-21/652@, издание НПА не влечет обязанность направления в налоговый орган сведений по форме «Информация об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов» (КНД 1190803).

Сведения об издании НПА используются налоговым органом из источников официального опубликования НПА.

  1. В случае, если НПАпредусматривает продление сроков для категорий налогоплательщиков, то для их определения могут учитываться следующие показатели:

основные виды экономической деятельности, которые осуществляют налогоплательщики по состоянию на 1 марта 2020 года;

данные, содержащиеся в реестрах, ведение которых осуществляет ФНС России (например, единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства), в налоговой или бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Определение категорий означает наличие в НПА однозначно понимаемых условий для применения (или не применения) этих категорий в отношении налогоплательщиков-организаций (например, указание в НПА на то, что продление сроков распространяется на организации, основной вид экономической деятельности которых соответствует определенному коду (кодам) ОКВЭД, содержащемуся в едином государственном реестре юридических лиц на конкретную дату).

Учитывая изложенное, определение категорий типа «Продлить срок уплаты авансовых платежей за I квартал 2020 г. по земельному налогу налогоплательщикам-организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры» не может рассматриваться учитывающим показатели, предусмотренные абзацем вторым пункта 4 статьи 4 Кодекса (в редакции Закона). В таком случае для определения категорий налогоплательщиков, в отношении которых будет действовать продление сроков, необходимо применять положенияабзаца третьего пункта 4 статьи 4 Кодекса (в редакции Закона).

  1. В случае определения категорий налогоплательщиков на основе иных (не указанныхв абзаце втором пункта 4 статьи 4 Кодекса) критериев уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует соответствующий перечень налогоплательщиковс указанием их идентификационных номеров, который направляетсяв налоговый орган в электронной форме.

Примерный состав сведений перечня налогоплательщиков:

ИНН организаций, на которые распространяется действие НПА;

указание на то, что перечень относится к применению НПА.

Направление перечня в налоговый орган целесообразно осуществить с сопроводительным письмом.

  1. Рекомендуемые сроки для направления перечняналогоплательщиков в налоговый орган во избежание повышенных рисков несоблюдения прав и законных интересов налогоплательщиков:

не позднее одного месяца в случае издания НПА о продлении срока уплаты налога (налогов);

не позднее 01.12.2020 в случае издания НПА о продлении срока уплаты авансовых платежей по налогу (налогам).

  1. На основании НПА, а также перечня налогоплательщиков (в случае его представления) налоговый орган осуществляет применение их при администрировании соответствующих налогов и актуализацию информационного ресурса «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС России.

 

[1] Далее – Закон. https://sozd.duma.gov.ru/bill/862653-7.

[2] Далее – Кодекс.

[3] Далее – указанный нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации именуется НПА.

[4] Далее – категории.

[5] Далее – перечень налогоплательщиков.

[6] Далее – налоговый орган.

[7] Далее – транспортный налог, налог на имущество организаций и земельный налог именуются налоги.

[8] Далее – сроки.